Поддержка конфигурации 1С:Управление производственным предприятием (1С:УПП) заканчивается уже в 2026 году. И перед многими компаниями, использующими эту конфигурацию, остро встает вопрос перехода на новое решение.
В этой статье мы разберемся, какие варианты дальнейшей работы в 1С есть у компаний использующих 1С:УПП. И какие плюсы и минусы у этих вариантов. Также мы разберем, как же осуществляется переход с 1С:УПП на 1C:ERP.
Давайте разберем типичную ситуацию: “Мы работаем на 1С:УПП. Программа сильно доработана под нас и ее функционал нас полностью устраивает”.
Большая часть компаний, владеющих 1С:УПП оказались в этом положении.
Потрачены огромные деньги на доработку конфигурации, программа учитывает множество нюансов бизнес-процессов, а сколько сил денег и времени вложено в ее доработку - это просто страшно представить! И как тут переходить на что-то новое? Да и зачем, если старое, такое удобное, родное и понятное.
В таком случае всегда есть вариант остаться на старом удобном ПО. И никакие года и миллионы за переход не потребуются.
Какие есть плюсы у этого варианта?
А какие минусы?
Только вам решать, какой вариант выбрать. Остаться на УПП и дорабатывать или увидеть в переходе на новое ПО шанс улучшить свои бизнес-процессы и стать более конкурентоспособным на рынке.
Сначала нужно понять, на какое решение с 1С:УПП вы будете переходить. Да, самый очевидный и продвигаемый Фирмой 1С вариант - это 1С:ERP, но… Это ведь довольно дорого! И не всегда целесообразно. Какие же еще есть варианты перехода? Давайте вместе разбираться.
Но для начала ответьте на несколько вопросов.
У вас есть производство?
Если ответ отрицательный, с то большей долей вероятности 1С:ERP вам будет не нужен. И можно рассмотреть более простые решения, вроде 1С:Комплексная автоматизация (по факту она сочетает в себе функционал 1С:Управление торговлей + 1С:Бухгалтерия + 1С:Зарплата и управление персоналом + Блок бюджетирования + Очень простой блок производства), 1С:Управление нашей фирмой (больше подходит для небольших организаций до 50 сотрудников) и 1С:Управление торговлей (для бухгалтерского учета и расчета заработной платы вам придется использовать отдельные решения 1С:Бухгалтерия и 1С:Зарплата и управление персоналом).
А может есть смысл обратить внимание на отраслевые решения. Например, для автобизнеса - отличный вариант 1С:Альфа Авто, для Отеля - 1С:Отель, для общепита 1С:Трактиръ или 1С:Общепит.
Если ответ положительный, то продолжаем отвечать на вопросы 🙂
Производство многопредельное/ позаказное, а может, вы хотите вести учет каждой операции? Или производство - это ваш основной вид деятельности и у вас более 500 сотрудников? Или у вас ведется учет по МСФО?
Если ответ хоть на один из этих вопросов положительный - то вам стоит остановиться на 1С:ERP. Только эта конфигурация обладает максимально проработанным блоком производства, который позволяет планировать весь производственный цикл начиная от заказа на производство до диспетчеризации каждого этапа и учета времени производственных операций.
Поэтому, если вы действительно хотите добиться заметных улучшений в работе производственного подразделения - то 1С:ERP это отличное решение для этих целей. Благодаря ему, вы разложите по полочкам свой производственный процесс. Увидите все узкие места производственного цикла. Узнаете себестоимость не только конечного изделия, но и полуфабрикатов. Сможете спрогнозировать загрузку производства и реально оценить время производства заказов ваших клиентов.
А если, все же, использовать более недорогое решение для автоматизации производства?
Самое близкое по функционалу к 1С:ERP решение Фирмы 1С - это 1С:Комплексная автоматизация (КА). Эта конфигурация полностью повторяет функционал ERP в блоках торговли, расчета зарплаты и бухгалтерского учета. У КА есть блок бюджетирования, который незначительно отличается от блока бюджетирования в 1С:ERP. А вот блок МСФО полностью отсутствует. Блок производства в КА есть, но сильно урезанный. Этот блок не особо отличается от блока в УПП. В некоторых моментах он даже проще. Например в КА нет позаказного производства. В отличии от ERP, в КА нет пооперационного планирования, планирования загрузки рабочих центров (станки), диспетчеризации этапов производства. Хотя само производство можно разделить на этапы в самом простом виде.
Еще одно решение 1С, которое поддерживает функционал управления производством - это 1С:Управление нашей фирмой (УНФ). Программа в первую очередь предназначена для небольших производств с довольно простым учетом. Но в отличии от КА в УНФ поддерживается позаказное производство (есть документ “Заказ на производство”) и есть очень упрощенный функционал планирования ресурсов.
В целом, можно сделать вывод, что если у вас есть производство и для вас важна его детальная автоматизация - то стоит сделать выбор в пользу 1С:ERP.
Представим, вы все же приняли решение перейти с УПП на ERP. Самое время подумать, как вам осуществить этот переход.
На самом деле все этапы уже продуманы и расписаны до вас. Поэтому общий план перехода выглядит следующим образом:
Обследование. В рамках этого этапа важно понять: а подходит ли вам функционал 1С:ERP? А если не подходит, то какие моменты стоит доработать? Далее важно составить подробный перечень этих доработок. Сделать перечень внедряемых блоков и определить используемый типовой функционал решения.
Также в рамках обследования выясняется, какие данные и из каких системы мы будем переносить. В какие сроки нужно осуществить этот перенос. И как этот перенос будет происходить (будет настроен постоянный обмен с текущим решением или данные переносятся единоразово), будет задействован типовой перенос или правила будут написаны свои правила обмена.
Решается кого и чему в рамках внедрения нового решения мы будем обучать и составляем примерный план обучения.
Также часто во время внедрения составляется демонстрационный пример, который, во-первых, позволяет определить разрывы в функциональности, а во-вторых, показать заказчику как он будет работать в новой программе, чтобы заранее скорректировать план внедрения.
Вот и все этапы, которые вам необходимо пройти, для перехода на новую систему.
Да, да, мы подошли к самому животрепещущему вопросу. А сколько же придется заплатить за переход?
Вопрос действительно важный. А стоимость, что уж скрывать, будет довольно высокая.
Разумеется, многое зависит от сложности вашего учета, от количества доработок системы, от требуемого комфорта при переходе. Например, простой перенос данных обойдется вам значительно дешевле, чем настройка синхронизации с текущим решением. Но благодаря последней, можно осуществить постепенное внедрение каждого блока системы.
Если у вас крупный завод с численностью персонала от 500 человек, то сумма за внедрение, вряд ли окажется меньше 10 млн. руб. И то, это скорее начальная цена.
Если у вас предприятие среднего масштаба с довольно типовыми бизнес-процессами - то есть шанс уложиться в сумму от 2 млн. руб., при максимально типовом внедрении.
Сроки также сильно зависят от комфорта перехода и от силы вашего желания перейти. Можно уложиться как в полгода, а можно переходить и несколько лет. Внедряя постепенно блок за блоком и подразделение за подразделением (такой постепенный переход наша компания делает в холдинге “Сигма”).
Конечно, всегда хочется сэкономить на внедрении. Особенно, если это возможно без потери качества. И еще больше хочется не переплатить и не потратить деньги впустую. Вот два важных момента, которые позволят вам сделать внедрение минимально затратным.
Во-первых, создать рабочую группу (инициативные сотрудники, от каждого отдела, обладающие в них необходимым влиянием и авторитетом), которая будет максимально задействована в процессе внедрения и обучится работе в программе первой. Далее эта рабочая группа внутри вашего предприятия сможет взять на себя обучение и консультационную поддержку остального персонала компании. Это поможет сэкономить сотни тысяч и даже миллионы рублей.
Во-вторых, убрать или замотивировать всех, кто может мешать внедрению. В каждой компании есть сотрудники, которые против нововведений. Возможно, внедрение новой системы покажет их махинации, которые они скрывали от собственников компании. А может быть, им просто не хочется переучиваться.
Важно определить причину сопротивления сотрудников. Если дело в том, что персонал не чист на руку - то его стоит уволить. Если дело в том, что нет желания переучиваться, то сказать, что решение о переходе окончательно принято, и те, кто не смогут работать в новой системе, не смогут работать и в вашей компании.
У нас было много случаев, когда внедрение срывалось из-за сопротивления персонала или его недостаточной мотивации. В этом случае вы рискуете впустую потратить большие суммы денег и ничего не получить на выходе.
Например, у одного из наших клиентов против внедрения был главный конструктор, на котором держалось все производство. Тогда клиент пошел на поводу у конструктора и просто отказался от внедрения. Но, если задуматься, то очень рискованно ставить всю компанию в зависимость от одного сотрудника. В этом случае руководству следовало постепенно снижать зависимость производственного процесса от этого человека.
Поэтому хорошо продумайте этот момент. И если вы чувствуете, что у вас самих недостаточно мотивации на внедрение - то лучше отложить этот вопрос, пока мотивация не появится. Главное, чтобы в этот момент было еще не поздно что-то внедрять, потому что компания, застрявшая в устаревших технологиях, вряд ли сможет быть достаточно конкурентоспособной, чтобы выжить в текущих реалиях.