Если вы читаете этот текст, то внедрение ERP для вас уже актуальная тема. Может вы уже купили саму программу и раздумываете, как это еще такую огромную-то внедрить. А может вы уже в самом начале пути. Не знаете, а надо ли вам это, а точно ли ERP, а вдруг мы потратим ну очень много денег и ничего не внедрим? Да… И такие случаи бывают. Поэтому замечательно, что вы нашли эту статью! Я расскажу:
Как понять, что ERP подойдет для вашего бизнеса, а не будет лишней тратой совсем не лишних денег.
Как правильно выстроить процесс внедрения ERP, чтобы не вылезти за рамки бюджета.
И самый важный вопрос: сколько будет стоить внедрение 1С:ERP?
Ну, начнем по порядку.
На самом деле тут все просто. Задайте себе несколько вопросов, и все прояснится. Для начала поймите, для чего вам программа? Каких целей вы с ее помощью хотите достичь? Отлично! Цель у нас есть. Осталось понять, ее можно реализовать только с помощью ERP или можно купить что-нибудь подешевле?
Так вот, о ERP стоит говорить, если у вас цели связаны с производством. Для других целей имеет смысл рассмотреть более простые решения. Например, вы хотите вести в единой базе бухгалтерский, зарплатный и управленческий учет? С этим вам поможет более бюджетная 1С:Комплексная автоматизация. Вам нужно вести торговый и складской учет? А еще было бы неплохо видеть окончательный финансовый результат (распределяя доходы/расходы по направлениям деятельности)? Хорошо, 1С:Управление торговлей будет вполне достаточно! Хотите наладить бюджетирование? Без проблем! Комплексная автоматизация вам поможет.
И… Подойдем к производству. Хорошо. Мы хотим внедрить именно этот блок. Но ведь производство можно вести и в 1С:Управлении нашей фирмой и в 1С:Комплексная автоматизация… В каком случае выбрать ERP? Подробная сравнительная таблица есть в этом разделе. А здесь я напишу в общих чертах.
Так вот. Первое что нужно учесть, а какое у вас производство? Многопередельное? Хм… Стоит задуматься о ERP. Вы производите сложное оборудование каждому клиенту под заказ? Тоже ERP. Вы хотите, чтобы система за вас планировала весь производственный процесс? Ага, вы поняли. Для этого вам понадобится ERP. Ну и в целом. Если в вашей компании больше 500 сотрудников, то уже определенно нужна ERP, т.к. простой учет и большое количество сотрудников - это малосовместимые вещи.
На 1С:Комплексная автоматизация и 1С:Управление нашей фирмой я бы обратила внимание либо при потребности в совсем простом производственном учете (взяли материалы что-то с ними сделали и получили готовую продукцию), либо при очень ограниченном бюджете, где вы свои потребности готовы урезать в пользу экономии денежных средств. Не готовы? Платите за ERP!
Пока не поняли какое решение вам подобрать? Напишите нам на sales@1cab.ru и мы отправим вам анкету, которая поможет не только подобрать решение, но и сделать предварительный расчет его стоимости.
Ну что ж, двигаемся дальше.
Первый этап, который мы предлагаем своим клиентам, — это предпроектное обследование. Его можно провести как до покупки коробки (если вы до сих пор не уверены, что она вам нужна), так и после.
И тут… У подавляющего большинства клиентов появляется бурная реакция: “Мы итак все о себе знаем! Зачем нас еще обследовать? Внедряйте сразу!”. Да, да. Я тоже люблю все делать сразу. Правда в сложных проектах мне эта стратегия выходит боком. Поэтому, вспоминаем поговорку “Семь раз отмерь - один раз отрежь” — все-таки проводим обследование.
Понимаете, обследование — это же не только узнать, что у нас там творится в компании. Это еще понять, что с этим “творится” делать и как его запихнуть в программу. А ваши бизнес-процессы могут разительно отличаться от программы. Это ладно, если отличаться. А выстроены ли они у вас? Ага. Вот, на этом этапе мы можем понять, что нам еще нужно вас научить выстраивать ваши бизнес-процессы под программу.
Обследование — это по факту ваш план проекта. Что и как мы будем внедрять. Здесь мы ответим на вопросы:
а что нужно доработать в системе, чтобы все работало?
а какие документы пользователи будут использовать?
а как какие операции будут отражаться в программе?
какого пользователя чему учить и т.д.
Обследование — это очень важно. Просить нас начать проект без обследования, это то же самое, что просить построить здание без архитектурного проекта. Если это небольшая банька, то может и построите. А если это многоэтажный дом? Заметьте, ERP на баньку ну вообще не похож!
Еще одна причина обследования — это оценка стоимости проекта.
Когда мы говорим, что без обследования стоимость проекта сказать сложно. Мы слышим это: “Как мы можем платить такие деньги за обследование, если мы не знаем, во сколько обойдется нам сам проект? Может он нам за такие деньги и не нужен будет!”.
Ну, во-первых, предварительную оценку мы вам дать можем. Но, согласно исследованиям, эта оценка может измениться в 2 раза в ту или иную сторону. Хотя нет. В деле внедрения 1С в меньшую сторону она почти никогда не меняется. Поэтому наша экспертная оценка будет далека от истины. А обследование откроет нам глаза на небольшие детали, которые невозможно учесть, не погружаясь глубоко в ваш бизнес. Поэтому после обследования вы получаете значительно более точную оценку стоимости. Ну плюс-минус 10-20%. Всякое бывает. Но об этом дальше.
С обследованием разобрались, переходим к моделированию системы.
Обследование провели и получили данные, какие бизнес-процессы есть в вашей компании и как их наложить на программу. В этом этапе мы как раз-таки берем ваши данные и вводим их в программу, проводя в ней все необходимые операции. Если какие-то операции на данном этапе отобразить невозможно (ага! Вот мы и поняли, что их нужно доработать!), это либо рисуется на картинке, либо описывается консультантом словами, чтобы заказчик понял что будет происходить. Когда демонстрационный пример готов — проводится совещание с заказчиком. На нем консультант демонстрирует работу заказчика в новой программе.
Для чего нужно моделирование? У него несколько целей.
В первую очередь протестировать, что все, что мы запланировали на этапе обследования, в программе действительно будет корректно работать.
А также показать заказчику, как он будет работать в программе на его данных. Это очень важный этап. Потому что специалист 1С может видеть работу в одном ключе, а у клиента может быть иная точка зрения. И именно на этапе моделирования мы поймем, насколько мы правильно поняли клиента. А заодно у клиента появляется возможность внести в работу программы нюансы, которые консультант мог не учесть. Ведь заказчик лучше знает свой бизнес.
И если отчет об обследовании обычно никто не читает, то демопример смотрит вся проектная команда заказчика. Поэтому обследование без демопримера мы не предлагаем. Пробовали — так не работает. А если работает в начале, то после внедрения не работает.
Поговорим об этапе разработки технических заданий на доработки системы. Если в обследовании доработки описаны вскользь, то техническое задание помогает расписать для программиста, как именно будет работать система. Бывают ситуации, что после того, как мы начинали писать техническое задание, наша предварительная оценка изменялась в разы, т.к. до того, как разберешь обработку детально, не всегда понятно, как она будет работать.
Например, вам нужно переписать планирование производства. Действительно огромная задача, если писать его с нуля. А что если задействовать подходящие и уже готовые элементы системы? Это сократило бы стоимость в разы!
Бывает, что нужно доработать небольшой отчет. А начинаешь писать техническое задание и становится понятно, что определенные данные можно добыть лишь путем очень сложных расчетов, из-за которых эта разработка будет нерентабельной. Также техническое задание, как и моделирование системы позволяет до разработки понять, что заказчик имел в виду одно, а специалист понял иначе. И хорошо, что это вскрывается именно на этапе технического задания.
После того, как техническое задание готово и утверждено заказчиком, оно попадает в руки программистов. Ура! Функционал разработан! Что дальше? А дальше тестирование. Ведь у программиста легко может все работать, но сделаешь операцию с несколько иными вводными, и система “порушится”. Поэтому тестирование — обязательный этап для качественной разработки. После тестирования система сдается заказчику.
Часто заказчик недоумевает, почему у частника можно заказать разработку значительно дешевле, а компании получается в разы дороже. Это как раз и связано с этапами технического задания и тестирования. Обычно программисты на аутсорсе этими вопросами не заморачиваются. Поэтому если вы решаете сотрудничать с аутсорсером, нужно быть уверенным, что сможете корректно составить для него техническое задание, а затем протестировать доработку. В рамках этапа разработки пишутся интеграции со сторонними системами и правила для переноса данных из предыдущей системы.
На этом, думаю, с разработкой закончим и перейдем к обучению.
Обучение может проходить в нескольких вариантах. Подрядчик либо может взять на себя 100% нагрузку по обучению, либо заняться обучением лишь ключевых сотрудников заказчика, а те в свою очередь обучат остальной функционал.
Хороший расклад — совместить оба варианта. Провести вводное обучение для каждой группы сотрудников и углубленное для рабочей группы заказчика. Ах, да. Не рассказала. Рабочая группа заказчика — это команда заказчика, которая ведет проект на стороне заказчика. Обычно она собирается из специалистов/руководителей нескольких отделов, заинтересованных во внедрении. Важно, чтобы рабочая группа обладала авторитетом и некоторой властью, чтобы остальные сотрудники к ней прислушивались. Поручить рабочей группе роль первой линии поддержки для остальных пользователей системы — это отличная идея! Ведь она сэкономит значительную часть бюджета на следующих этапах. В этом случае, вы отделаетесь окладами своих специалистов, а не оплатой счетов для подрядной организации.
Хорошо, сотрудников обучили, а дальше что? А дальше домашние задания! Ага, как в школе. Ведь на слух человек запоминает лишь 5% материала. А на практике… Аж 80%! Поэтому послушали (сделали видеозапись обучения) и начинаем тренироваться. Создаем элементы справочников, делаем документы, пытаемся строить отчеты. Без практики систему не внедрить!
Тестовая эксплуатация. Запуск и постпусковое сопровождение 1С:ERP
Доработки сделаны. Пользователи обучены. Куда едем дальше? Запускаем пользователей в тестовую систему! Здесь уже есть все первоначальные настройки, существуют необходимые доработки и сюда же перенесены остатки (номенклатура, контрагенты, взаиморасчеты и др.) из текущей системы. В общем, все готово, чтобы начать работать. Но! В безопасном режиме под присмотром консультантов подрядчика. Еще один важный момент для чего нужна тестовая эксплуатация — это протестировать работу системы на соответствие требованиям и на наличие ошибок. Ведь каким бы отлаженным процесс разработки не был, ошибки все равно будут. А еще будут изменившиеся требования заказчика, ведь только поработав в готовой системе, ты четко можешь понять, что удобно, а что нет. И этап тестовой эксплуатации — самое время что-то переделать.
И вот, когда есть понимание, что пользователи уже готовы, мы переходим к промышленной эксплуатации системы. Здесь база уже не тестовая, а боевая. Поэтому, нервов больше, ошибки не желательны. Здесь большая роль консультантов подрядчика — чуть что-то непонятно или где-то ошибка, нужна оперативная реакция. Желательно, чтобы к этой стадии переходили с уже отлаженной системой и перенесенными данными на начало работы. Возможна параллельная работа в нескольких системах. К примеру закуп и склад мы уже запустили в новую систему, а продажи, производство и бухгалтерия работают в старой, а данных из старой системы в новую переносятся обменами. Все это зависит от этапов, прописанных в результатах предпроектного обследования. После этой стадии собирается совещание, на котором решается, что проект полностью завершен.
Ну и последняя стадия — постпусковое сопровождение. На этой стадии пользователи уже работают в системе. Но некоторые действия еще не отлажены. Небольшие доработки функционала для удобства пользователей еще ведутся, но основной функционал полностью работает.
Стоимость внедрения 1С:ERP
А теперь перейдем к вопросу, который больше всего волнует заказчиков. К стоимости внедрения 1С:ERP.
Сразу скажу, она бывает разной. Ну вот прям совсем разной. Но представим идеальную ситуацию, где у вас есть своя рабочая группа, есть IT специалисты. Все заинтересованы во внедрении. А предприятие у вас относительно небольшое. Ну человек 200-300, скажем. Тогда внедрение можно уложить в 1-3 млн руб. без учета стоимости самой коробки и лицензий (цены на них можно посмотреть здесь).
Если ситуация не столь радужная. У вас огромный холдинг. Ваши сотрудники не горят желанием внедрять новую программу. В рабочей группе конфликты и борьба за влияние. А руководство вроде и хочет внедрить ПО, но есть и более важные дела. Тогда вероятность успешного внедрения даже при огромных бюджетах стремится к нулю.
На самом деле, очень многое зависит от заинтересованности руководства и персонала компании. Если ее нет — нет и внедрения.
На этом я закончу статью. Надеюсь, информация оказалась для вас полезной. Мы будем рады, если вы, решив внедрить ERP, выберите для этого нашу компанию. У нас для этого есть сильная команда из консультантов, программистов и руководителей проектов. Для нас очень важно, чтобы вы были довольны результатами внедрения. И не только результатами, а тем, что вы этот результат получили за разумную стоимость.
Связаться с нами можно эл.почте sales@1cab.ru или по тел. 8(351)242-04-09. Будем рады вам помочь!