Обязательная маркировка товара в 2019 году. Порядок проведения.


В 2019 году вводится обязательная система маркировки на целый перечень товаров: табак, обувь, текстиль, парфюмерия и многое другое.Мы расскажем, как она будет проходить и как к ней подготовиться.

За последние годы в работе контролирующих органов произошел качественный прорыв:
  • Использование самых современных достижений информационных технологий
  • Расширение состава получаемых данных от бизнеса
  • Применение технологии Big Data (аналитика больших данных) 
Поэтапно вводится обязанность передавать определенный набор сведений в государственные информационные системы (ГИС). Их уже довольно много: ЕГАИС, ГИС Маркировка (меховые изделия), АСК ККТ, Меркурий.  Сейчас эти системы курируют разные операторы. Реализованы они также по-разному. И работают по-разному.



От этого разнообразия государство хочет уйти, разработав единую систему, которую будет курировать единый оператор по единой технологии.
Оператор уже выбран. Им стал Центр Развития перспективных технологий. Именно он будет заниматься проектами по маркировке табака, обуви, лекарств, текстиля и других товаров. 



Цель внедрения обязательной маркировки - противодействие производству и обороту контрафактной и фальсифицированной продукции. Маркировка позволяет государству отслеживать товар от производственного цеха до магазинного прилавка.
В свою очередь покупатели всегда могут самостоятельно проверить легальность продукции при помощи мобильного приложения. Например, через сканер QR-кодов или официальную программу «Проверка товаров». Это приложение, которым рекомендует пользоваться ФНС России, полностью бесплатно. Оно может применяться для мобильных устройств на базе iOS и Android.

Законодательная база для развития систем маркировки

Принят закон Федеральный закон от 31.12.2017 №487-ФЗ (вступит в силу с 1 января 2019 года), согласно которому начиная с 2019 года Правительство РФ будет вправе устанавливать дополнительный обязательный реквизит кассового чека или бланка строгой отчетности – "код товара", позволяющий идентифицировать товар или код товарной номенклатуры. Правительство РФ получит новое полномочие в утверждении перечня отдельных товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, а также перечня групп хозяйствующих субъектов, осуществляющих маркировку отдельных товаров средствами идентификации

Главные принципы работы системы обязательной маркировки утверждены распоряжением Правительства РФ от 28.04.2018 г. № 791-р:
  • Идентификация каждой единицы товара путём присвоения товарам уникальных кодов;
  • Создание информационной системы маркировки, в которой будет храниться вся информация, генерируемая всеми участниками системы маркировки в процессе жизненного цикла товара;
  • Создание единого каталога товаров России.

Как работает система маркировки?

В целях обязательной маркировки производимой/поставляемой продукции организации и ИП должны быть подключены к единой системе мониторинга.  Для товаров, маркировка которых вводится в 2019 году, будет использоваться Информационный ресурс оператора Центра развития перспективных технологий (ЦРПТ).
Регистрация во всех системах мониторинга бесплатная. Но она требует наличия усиленной квалифицированной электронной подписи.
Регистрироваться обязаны не только производители, но и продавцы маркируемой продукции любого звена.
  1. Система самостоятельно генерирует уникальные коды (КиЗ) и передает их производителю.
  2. После получения кодов производители наносят КиЗ на товары/упаковки. В систему мониторинга отправляются сведения об изготовлении продукции и ее подготовке к выпуску в оборот.
  3. После реализации товара оптовым поставщикам в систему мониторинга поступает информация о смене собственника товара. При этом поставщики обязаны проверять нанесенные на товар коды и сверять их с кодами, которые значатся в первичной документации.
  4. Розничные торговые точки также сверяют коды, а в момент продажи товара конечному покупателю через онлайн-кассу и ОФД в систему мониторинга уходит информация о конечной реализации. Уникальный код выводится из оборота и уничтожается.

Из чего состоит КиЗ?

КиЗ состоит из 2 частей - кода идентификации и кода проверки. Код идентификации содержит код товарной позиции по единому каталогу маркированных товаров и уникальный код экземпляра товара. Код проверки формируется с использованием криптографических технологий и исключает возможность подделки/дублирования. КиЗ включает в себя следующую информацию:

  • наименование товара;
  • страна производства;
  • данные производителя;
  • местонахождение производителя;
  • бренд;
  • данные продавца и т.д.

Перечень товаров, подлежащих обязательной маркировке в 2019 году

Перечень товаров, подлежащих обязательной маркировке, был утвержден постановлением Правительства РФ от 28.04.2018 № 792-р. В нем содержится 10 товарных позиций с указанием точной даты, с которой в отношении той или иной продукции вводится обязательная маркировка.
  • С 1 марта 2019 года обязательная маркировка вводится в отношении табачных изделий.
  • С 1 июля 2019 года вводится маркировка обуви


Большинство же товаров из списка перейдет на обязательную маркировку в конце 2019 года. Итак, с 1 декабря 2019 года обязательная маркировка распространится на:
  • духи и туалетную воду(первый этап тестирования с января 2019 года);
  • шины и покрышки (эксперимент с 1 марта по 30 ноября 2019 год);
  • предметы одежды, включая рабочую одежду, изготовленные из натуральной или композиционной кожи;
  • блузки и блузы трикотажные машинного или ручного вязания женские/для девочек;
  • пальто, полупальто, накидки, плащи, куртки, ветровки, штормовки и аналогичные изделия мужские/для мальчиков;
  • белье постельное, столовое, туалетное и кухонное; (эксперимент на товары легкой промышленносты с 1 марта по 30 ноября 2019 год)
  • фотокамеры (кроме кинокамер), фотовспышки и лампы-вспышки
С 1 января 2020 года вводится маркировка лекарств.



 Планируется введение системы маркировки для готовой молочной продукции (эксперимент стартовал с 2019 года).

С 1 января 2019 года эксперимент по маркировке ювелирных изделий (Министерство финансов)

Эксперимент по маркировке пива с 1 июля 2018 года.

К 2024 году правительство планирует внедрить систему маркировки для всех товарных категорий, которые будут включаться в систему постепенно.


Проект обязательной маркировки табачной продукции 

Цель проекта: создание инструмента, позволяющего усилить контроль за оборотом табачной продукции и обеспечить:

  • Прозрачность рынка табачной продукции

  • Контроль качества табачной продукции

  • Борьбу с контрафактной продукцией


Система, создаваемая для проекта должна стать цифровой платформой для последующих проектов маркировки различных товарных категорий. Планируется создать систему, обеспечивающую быстрое и удобное подключение к ней других товарных групп. И обеспечить повышение контроля за счет автоматизации отрасли.

Куратор проекта – Минпромторг

Оператор информационной системы проекта – ООО «Оператор-ЦРПТ», частно-государственное партнерство.

Участники эксперимента по маркировке табака:

  • Оператор информационной системы маркировки
  • Производители табачной продукции

  • Производители программного обеспечения

  • Организации оптовой и розничной торговли

  • Операторы фискальных данных и ЭДО

  • Импортеры

  • Органы государственной власти: ФНС, Минпромторг

  • Потребители 

Маркировка потребительской и групповой  упаковки будет содержать: средство идентификации (СИ) – цифровой код DataMatrix, содержащий код маркировки. Размер модуля – не менее 0,3 мм. Код включает в себя: GTIN продукции, идентификационный код, код проверки. 

Пилот начался 15 января 2018 года, а закончится 28 февраля 2019 года. В эксперименте участвуют все крупные производители табачной продукции – Japan Tobacco International, Philip Morris International, British American Tobacco, Imperial Tobacco и другие, торговые сети и дистрибьюторы, а также разработчики ПО. ЦРПТ проводит совместные работы с разработчиками учетного ПО, производителями кассовой техники, операторами фискальных данных и электронного документооборота для повышения эффективности внедрения системы. 

Порядок маркировки табака в 2019 году 

Сроки перехода бизнеса на маркировку табака:


1 этап: регистрация производителей табачной продукции в информационной системе с 01.03.2019;

2 этап: прекращение выпуска немаркированной продукции с 01.07.2019. Регистрация первой продажи продукции производителем. Регистрация продажи маркированной продукции конечным потребителям в ККТ;

3 этап: с 1 июля 2020 года регистрация оптового оборота табачной продукции. Прекращение оборота немаркированной продукции;

Производитель:

  • Нанесение средств маркировки на упаковки табачной продукции и передача информации в ИС МОТП о вводе в оборот

  • Использование регистраторов эмиссии продукции

  • Реализация табачной продукции в оптовое звено. Информация о реализуемых средствах идентификация указываются в первичных документах (ТТН, УПД)
Оптовое звено:

  • Проверка входящего объема табачной продукции (средств идентификации) и передача информации в ИС МОТП об изменении владельца продукции

  • Хранение и дальнейшая реализация табачной продукции

Розничное звено:

  • Проверка входящего объема табачной продукции (средств идентификации) и передача информации в ИС МОТП об изменении владельца продукции
  • Хранение и реализация конечному потребителю табачной продукции

  • Регистрация выбытия через ККТ

  • Сведения о коде товара и коде идентификации включаются в фискальный документ "кассовый чек", формируемый контрольно-кассовой техникой.

Требования к производителям обуви для подключения к системе маркировки 

Участнику оборота товаров для заказа кодов маркировки и формирования средств идентификации необходимо:
  • Выполнить регистрацию в информационной системе маркировки и прослеживаемости (ИС МП), регистрация и авторизация участника оборота товаров в ИС МП осуществляется по УКЭП.
  • Получить регистратор эмиссии (РЭ), который устанавливается у участника оборота товаров (регистратор эмиссии принадлежит ЦРПТ). Регистратор эмиссии – сервер, выведенный в интернет со статическим «белым» IP.
  • Установить станцию управления заказами (СУЗ) - программное обеспечение (ПО) на инфраструктуре участника оборота товаров.
  • Иметь принтер этикеток или производственную линию, подключенные к СУЗ
Участник оборота товаров осуществляет заказ кодов маркировки в своем личном кабинете в ИС МП. Заказ КМ после проверки в ИС МП передается в СУЗ с установленным РЭ, далее заказ КМ выполняется СКЗКМ. СКЗКМ (система криптографической защиты кодов маркировки.) сообщает об эмиссии КМ в ИС МП и передает эмитированные КМ в РЭ. СУЗ забирает эмитированные КМ из РЭ и передает на принтер для печати этикетки (формирует макет этикетки, используется при прямой печати на товар). СУЗ передает в ИС МП информацию о выполнении заказа КМ.

Маркировка обуви, лекарств, текстиля и других товаров будет проходить по тому же принципу, как и маркировка табака. 

Поддержка систем маркировки 2019 в программах 1С:

Фирма 1С активно участвует в проекте маркировке табака. Поэтому основной функционал маркировки по пилотному проекту в программах уже реализован.Рабочий контур на большинстве решений выйдет в феврале 2019 года.
В программах 1С под маркировку будет доработана подсистема взаимодействия с торговым оборудованием: онлайн-кассой и сканером штрих-кода. 
А также реализованы основные бизнес-процессы для работы системы маркировки: 
  • Регистрация в системе маркировки, изменение данных, уведомление о прекращении участия
  • Реализация учета маркированной продукции: складской и товарный контур 

  • Работа с агрегированными упаковками

  • Разработка процесса и форм приема маркированной продукции

  • Разработка процессов и форм реализации маркированной продукции

  • Реализация уведомлений о списании/постановке на баланс продукции

  • Получение информации по остаткам маркированной продукции

  • Прямая интеграция с ИС МОТП


Что нужно, чтобы подготовиться к введению систем маркировки?

Надеемся, после прочтения нашей статьи, вам стало понятно, как подготовится к грядущим изменениям. 






Возврат к списку