Челябинск, ул. Стартовая, 15а
 

Коучинг в руководстве. Или почему нужно задавать вопросы, а не давать советы.


Для начала определимся, что такое коучинг. Коучинг - это метод тренировки, в процессе которой коуч помогает подопечному достичь какой-то цели. 

Коучинг у нас мало ассоциируется с менеджментом, а зря. Ведь задача любого руководителя помочь своим подчиненным наиболее эффективно выполнять свою работу и добиваться целей, стоящих перед компанией. А для этого нужно, во-первых, понять своего сотрудника, а потом сформировать у него ясное видение, как решить его проблемы и достичь стоящих перед ним целей. 

В этой статье я буду опираться на идеи из книги Майкла Стейнера «Коучинг-Лидерство». Если описать содержание книги одним предложением, то оно бы звучало так: «Задай вопрос, а не дай совет. Тебе только кажется, что ты все знаешь лучше.»

Т.е. основная мысль этой книги научить руководителей обучать персонал с помощью вопросов, а не советов. 

Почему? 

Во-первых, вы не можете быть уверены, что ваш совет лучше того, что может сотрудник придумать сам. 

Во-вторых, когда он сам придумывает решение проблемы, у него гораздо больше стимул последовать этому решению, чем вашему совету.

В-третьих, таким образом вы развиваете у сотрудника самостоятельность и учите самому принимать решения. 

Майкл Стейнер в своей книге приводит несколько наиболее эффективных вопросов, которые помогут наладить диалог с сотрудником. 

Первый вопрос: О чем ты думаешь? - это вопрос, который помогает вам начать диалог.

Второй вопрос: А что еще? - отличный вопрос, который стоит вам использовать, когда вы хотите дать совет. Этот вопрос помогает вашему сотруднику самому найти решение его проблемы. Задавайте этот вопрос, пока ваш собеседник не скажет «Это все». Учтите, паузы совершенно нормальны. Это ваш собеседник обдумывает ответы на ваши вопросы. Не пытайтесь заполнить паузы советами. 

Третий вопрос: «Чего вы на самом деле хотите?» или «В чем для вас заключается настоящая проблема?». Помогает определить истинные проблемы и цели собеседника. Особенно если он говорит о них размыто и уходит в сторону. 

Последний вопрос: «Чем я могу вам помочь?». Помогает вывести разговор в нужное русло, убрав все ненужные расшаркивания. Отличный вопрос, когда заходят в ваш кабинет и начинают что-то долго объяснять.

Что еще важно запомнить. Вы задаете вопросы только с целью помочь собеседнику, а не с целью внушить ему ваши идеи, как сделали бы применяя технологию СПИН (технология продаж, применяемая для того, чтобы с помощью вопросов подвести клиента к мысли о покупке вашего товара).

Еще один интересный совет, который я запомнила из книги: важно создать в коллективе атмосферу безопасности и взаимопомощи. В этой атмосфере раскрываются лучшие качества сотрудников и они готовы выкладываться гораздо больше, чем при постоянных опасениях, что они сделают что-то неправильно и их уволят. Просто попробуйте не контролировать каждый шаг ваших сотрудников, а поощрять за их достижения, приближающие вас к цели компании. 

И еще полезный совет, касающийся окончания разговора. В конце важно понять, что усвоил человек из вашего общения. Для этого отлично подходит вопрос: «Что из того, что мы проговорили, кажется вам наиболее полезным?». Также не забывайте завершать общение на положительной ноте, в этом случае собеседник будет рад обратиться к вам еще раз.

Надеюсь, вы почерпнули из статьи полезные идеи :-)

Автор: Алиса Пилат, руководитель отдела продаж компании Автоматизация бизнеса.


Возврат к списку