Разработка, внедрение и сопровождение 1С по всей России

Внедрение штрихкодирования на складе и в магазине


Штрихкодирование


В 2006 году вышла статья нашего директора, в которой он рассказывал о штрихкодирование. 
На тот момент это была новинка для Челябинска, поэтому статью встретили с большим интересом. 
Сегодня, мы снова публикуем текст этой статьи, так как за 9 лет  тема штрихкодирования не только не потеряла актуальности, но и стала более популярной.

" С системами штрихкодирования мы встречаемся ежедневно: когда идем в супермаркет за продуктами, делаем покупки в аптеке или расплачиваемся за понравившуюся вещь в бутике. Такие непонятные рядовому гражданину сочетания черных столбиков на упаковке на деле экономят наше время и упрощают работу магазинам. Эту удобную технологию, по которой теперь работает весь мир, придумал американский инженер Давид Коллинз в конце 50-х годов. Он трудился на железной дороге и занимался сортировкой вагонов, отслеживая их номера и путь назначения. Тяжелая рутинная работа заставила Коллинза найти простое решение: освещать номера вагонов прожекторами и считывать их с помощью фотоэлементов. Чтобы облегчить задачу, он предложил записывать номера не только обычными цифрами, но и специальным кодом. Шифровка состояла из красных и синих полос, которые располагались на стенке вагона в прямоугольнике длиной до полуметра. Позже молодой изобретатель усовершенствовал технологию штрихкодирования и поделился ей со всем миром.

В Челябинске современными методами управления предприятием занимается компания «Автоматизация бизнеса» – официальный партнер фирмы «1С». в 2005 году предприятие запустило проект по автоматизации фабрики «Юничел», внедрив новую систему учета с использованием технологии штрихкодирования. О возможностях этой системы на примере крупного промышленного предприятия рассказывает директор фирмы «Автоматизация бизнеса» Дмитрий Шиляев.

– Дмитрий Владимирович, зачем и без того успешной обувной фабрике менять налаженную годами систему учета на предприятии?

– Высокая конкуренция на обувном рынке подтолкнула руководство фабрики «Юничел» автоматизировать работу предприятия и ввести технологию штрихкодирования для учета готовой продукции и продаж в магазинах. Эти нововведения позволяют решить ряд проблем. Во-первых, организовать планирование производства с учетом не только модели, но и размера обуви. Во-вторых, наладить учет и управление остатками во всех магазинах фирменной сети (у фабрики обуви «Юничел» более 150 фирменных магазинов по России). И в-третьих, упростить работу продавцов: при продаже кассир просто сканирует штрихкод на коробке, а система сама распознает размер, модель и цену товара, и все данные с помощью электронной почты собираются в центр для анализа.

– Какие еще задачи «Юничел» может решить с помощью системы штрих-кодирования?
– Чтобы контролировать выход продукции с момента выпуска до конечной продажи, на фабрике был автоматизирован склад. Как только модель выходит с конвейера, на нее наклеивают штрихкод, и вся процедура приемки на складе сводится к его сканированию. Идентичная операция производится и на выходе с конвейера. Благодаря этому легко сверить данные о выпуске, моментально получить количество фактического выпуска обуви и остатков в режиме онлайн.

Кроме того, при подборе обуви на складе по заказу покупателя или фирменного магазина информация о выбранных моделях и размерах запоминается с помощью мобильного терминала сбора данных. Это позволяет производить контроль затребованного ассортимента и фактически подобранного.

Изменилась и технология нанесения названия на коробки. Ранее это делалось вручную: человек набирал на штампе номер модели, сорт, размер. Естественно, мог ошибиться. Теперь на коробку наклеивается готовая этикетка со всей необходимой информацией о товаре.

Кроме того, у фабрики появилась возможность планировать загрузку транспорта. Например, система подсказывает, как лучше распределить груз. Если есть риск, что вагон пойдет пустой, появляется информация о необходимости догрузки или использовании другого транспорта.

– Насколько проще стала процедура продажи с введением новой системы?

– В первую очередь повысилась оперативность работы с покупателем. Человек выбирает модель обуви, подходит к кассиру, тот сканирует штрихкод и, если размер подходит, продавцу остается только пробить чек и поблагодарить за покупку. Если товар не по размеру или клиенту не нравится цвет, всю информацию о наличии подходящей модели на складе можно увидеть на экране компьютера. Раньше продавцам приходилось заглядывать в тетрадки, в худшем случае, идти на склад и, после 15-минутного отсутствия, разочаровывать покупателя сообщением, что нужного размера нет в наличии. Поэтому штрихкодирование – это еще и вопрос престижа.

Следует отметить, что фабрика обуви «Юничел» разработала довольно обширную систему скидок. Это скидки по дисконтным картам, по категориям покупателей (например, пенсионеры, студенты), по праздничным дням, на открытие магазинов, сезонные скидки и многие другие. Естественно, продавцам довольно трудно ориентироваться во всем этом многообразии. Здесь им помогает система, в которой реализован конструктор для отражения практически любого варианта скидки.

На чеках, печатаемых из системы, указывается название модели, ее код, размер и цена, что упрощает процедуру возврата и избавляет от необходимости выписывать товарный чек.

У продавцов теперь есть возможность быстро распечатать ценник на любой товар. Не секрет, что коньюктура постоянно меняется и за ценами в магазине очень тяжело уследить. При запуске программа подсказывает, что сегодня изменилась цена на такие-то товары и нужно распечатать новые ценники.

– Как я поняла, вместе с новыми принципами работы на фабрике «Юничел» появилось и новое специализированное оборудование?

– Естественно потребовалось приобретение дополнительных устройств, которые работают со штрихкодами: производительные принтеры, которые позволяют напечатать штрихкоды на всю партию товара, а также специальные сканеры. Кроме того, мы разработали специальную программу на базе «1С: Предприятие 8.0», которая работает со сканерами, терминалами сбора данных и принтерами этикеток. Еще мы построили так называемую «распределенную систему». Она позволяет удаленным магазинам работать независимо от центра и обмениваться данными через электронную почту. Поэтому у головного магазина всегда есть информация по всем точкам.

– У каждого предприятия есть своя специфика. Она как-то учитывается при штрихкодировании?

– Для бутиков, магазинов одежды и обуви есть свои особенности, например, поразмерный учет. Следовательно, и аналитика у них тоже отличается. Если в продуктовых магазинах требуется анализ продаж по тем или иным позициям (алкоголь, молоко, сигареты), то в вещевых нужно знать, какая коллекция идет лучше или хуже. В аптеках необходимо учитывать и отслеживать сроки годности и серии препаратов. Случается, что стандартное программное обеспечение не полностью подходит под устоявшиеся в организации бизнес-процессы, и мы делаем существенные доработки в системе. В случаях, когда магазин нетипичный, проводим его обследование, составляем план работы, внедряем его в жизнь и предоставляем клиенту систему с учетом его требований.

Многие думают, что внедрение системы штрихкодирования – очень дорогая и сложная процедура. На самом деле нижняя планка цены составляет порядка 38 тысяч рублей (сюда входят программа, принтер этикеток, сканер штрихкода и услуги по обучению), что даже для начинающего магазина не является большой суммой.

– Вы часто говорите, что человек может допустить ошибку, неужели система работает без сбоев?

– Вероятность ошибочного чтения штрихкода один на миллион. Вариант неправильной продажи товара, оклеенного штрихкодом, практически исключен. Если, конечно, сотрудник обучен работать с программой…

– То есть перед тем, как запустить систему, сотрудникам фирмы приходится проходить специализированный курс обучения?

– Обязательно. Более того, мы принципиально стараемся не браться за проекты, если клиент отказывается от обучения. Только обученный персонал будет правильно работать с программой, иначе возможны ошибки при вводе данных и, как следствие, система может выдать искаженные итоги. Конечно, курс обучения зависит от уровня квалификации сотрудников. Если человек не знаком с «1С», то требуется дать ему базовые навыки. Далее мы учим функциональности. К примеру, оператору по приходу товара нужно объяснить, как завести накладную или выбрать поставщика, как правильно указать цены, налоги. Кассиру нужно показать, как войти в программу, обращаться с торговым оборудованием, осуществлять продажи, возврат, другие стандартные кассовые операции. Здесь достаточно нескольких часов. Больше времени уходит на обучение операторов-менеджеров, так как они имеют дело с номенклатурой, расценивают товар и получают отчеты об остатках. На это уходит порядка двух-трех дней.

– В реализации каких еще проектов принимали участие сотрудники вашей компании?

– Автоматизация сети фотомагазинов «Спектр-Сервис», «СЛК-Фото», сети магазинов модной одежды «Индиго», сети спортивных магазинов «Sprandy», сети продуктовых супермаркетов «Макфа», «Губернский», сеть салонов мобильной связи «Копейка GSM», магазин «Уральские сувениры». Нашими клиентами также являются ТД «Бовид», компания Алькор, ресторан «Луси», пиццерия «Пиццамания».

Специалисты нашей компании работают в этом направлении более шести лет. Начинали с розничной торговли, а сейчас у нас несколько интересных проектов по аптекам, производственным предприятиям и бутикам. Накопленный опыт позволяет нашим сотрудникам разбираться в этой отрасли на уровне специалистов. Многие компании обращаются за нашим экспертным мнением. "
Времена изменились, но штрихкодирование сегодня до сих пор является ключевым методом автоматизации складов и магазинов. Сегодня, наша компания автоматизировала на основе этой технологии более 100 предприятий. 
Остались вопросы? Мы будем рады проконсультировать Вас! Звоните по номеру +7 (351) 242-04-09 или пишите на почту info@1cab.ru. Поможем Вам внедрить программы 1С и приобрести торговое оборудование