Челябинск, ул. Стартовая, 15а
 

Деньги больше не мотивируют сотрудников?


Если вы читаете эту статью, скорее всего, вы задумывались о том, что денежная мотивация часто не срабатывает. Либо сначала она срабатывает, а потом ее влияние снижается почти до нуля. И, возможно, вы так же как и я сейчас думаете чем ее заменить.

Мы работаем на рынке IT и для нас эта проблема стоит достаточно остро. Специалисты в нашей области стоят довольно дорого, но при этом, денежные стимулы их мало мотивируют. Штрафы же больше приводят к обидам и увольнениям, а не к повышению дисциплины сотрудников.

В связи с этим очень остро стоит вопрос: чем же их мотивировать? Как сделать так, чтобы они работали эффективнее и были лояльны к компании?

Давайте вместе разберемся в том, что же мотивирует высококвалифицированный персонал. Мы сделаем это с помощью книги "Драйв" Дэниела Пинка.

Драйв: Что на самом деле нас мотивирует


В этой книге приводится множество исследований, которые опровергают предположение, что люди будут работать лучше, если их мотивировать деньгами.

Например, рассказывается о исследовании, где детей 5-6 лет вознаграждали за то, что им нравилось делать. После этого интерес деток к делу начал угасать.

Еще одно исследование было проведено в Индии, где испытуемых разделили на 3 группы с разным размером вознаграждения. По итогам эксперимента выяснилось, что хуже всех задания выполнила группа с самым высоким вознаграждением. А группа со средним вознаграждением выполнила задание так же, как и группа с минимальным вознаграждением.

Получается что денежная мотивация действительно не работает?

Эксперименты сходятся на том, что да. Не работает. И в первую очередь она не работает для задач связанных с креативностью. При этом повысить эффективность рутинных операций она вполне способна. Правда, в краткосрочном периоде.

По данным исследований, денежная мотивация в долгосрочном периоде снижает креативность, внутреннюю мотивацию (желание что-то делать), при этом повышает вероятность аморального поведения у сотрудников.

Почему так происходит?

В первую очередь потому, что когда нам за работу платят, мы начинаем считать ее своей обязанностью. Т.е. тем, что нам навязано внешне, а не проявлением нашей свободы воли. Марк Твен хорошо высказался по этому поводу: "Работа - это то что человек обязан делать, а игра, то что он делать не обязан". Хотя, разумеется, работа и игра могут быть одной и той же вещью.

Возможно, вы и сами замечали, или слышали от друзей, что когда хобби становится работой, интерес к нему резко снижается. Например, моя сестра очень любила фотографировать. Но как только, она начала зарабатывать на этом деньги интерес к фотографии упал практически до нуля. И она прекратила этим заниматься. Сама она говорила, что на коммерческих съемках, всегда чувствовала некие рамки, в которые ее загоняли заказчики. И это сильно снижало ее креативность.

Так что же делать в бизнесе? Мы ведь отлично понимаем, что сотрудникам нужно платить зарплаты, иначе они просто не будут работать.

Действительно, если зарплата сотрудника ниже среднего по рынку, то его мотивация работать резко падает. Поэтому в книге "Драйв" предлагается ставить зарплаты немного выше среднего уровня по рынку. Таким образом потребность в деньгах (и справедливости) удовлетворяется.

А основной мотивацией сотрудников должен являться интерес к их деятельности. Как же этот интерес в сотрудниках развить? В книге приводится вариант, где 20% времени сотрудников отдают под их проекты. Сотрудники сами выбирают, каким проектом будут заниматься в рамках этого времени. Проект в дальнейшем может принести пользу компании, но может быть совершенно не связан с текущей деятельностью сотрудника.

Идея, конечно, интересная. Но пока пробовать ее мы не готовы. Но, возможно, скоро к этому придется прийти :)

Автор: Алиса Пилат, руководитель отдела продаж компании "Автоматизация бизнеса"


Возврат к списку